Значительный приток туристов не принес Байкалу прибыли

В нынешнем году озеро Байкал посетили на 208% гостей больше, чем в 2016-м. Туроператоры фиксируют солидные потоки зарубежных туристов, при этом денег приезжающие тратят меньше. Эксперты связывают это не столько с дефицитом дорогих прибайкальских объектов, сколько с увеличением объемов «серого» туризма.

По подсчетам Ростуризма, за 6 месяцев 2017-го на Байкале отдохнуло на 208% китайцев больше, чем за первое полугодие года минувшего. В 2016-м туристы из КНР потратили в Бурятии 9 млн. руб. (по 3,5 тысяч на отдыхающего) без учета трат на проживание. Эта сумма практически не меняется с 2014-го, поэтому аналитики считают, что имеют место «серые» схемы учета.

В крупном турагентстве Приангарья считают, что на протяжении года в Иркутске и Улан-Удэ физически не могут отдыхать более 1 млн. человек, поэтому следует менять методику учета расходов. В среднем чек для въездного туриста составляет 25-100 тыс. руб., поэтому надо учитывать число ночевок, а не дней. Проблему связывают также с системой работы отдельных турзон. К примеру, на Ольхоне, который входит в Прибайкальский нацпарк, посетителям сложно отыскать место продажи билетов, к тому же касса работает лишь до 16 часов.

Недавно в тестовом режиме запущена продажа электронных билетов. Эта система поможет улучшить контроль за числом полученных на конкретный день разрешений. Также можно будет регулировать численность турпотока на всех 14-ти маршрутах, считают в ФГБУ «Заповедное Прибайкалье».

Но туроператоры считают, что ошибка кроется в учете сумм, которые интуристы оставляют в самой республике. Китайцу нереально отдохнуть на Байкале за 3,5 тыс. руб., но на родине они имеют возможность приобрести «нулевую путевку», которая обходится им меньше себестоимости тура. К примеру, человек платит 60 тыс. руб. за все, включая перелеты.

В итоге китайцы останавливаются в гостиницах соотечественников, оформленных как некоммерческая недвижимость. На экскурсии их возят через китайские магазины, где отдыхающим втридорога продают товары и сувениры, поэтому до 90% таких расходов проходят мимо налоговой. В результате потраченные на Байкале деньги возвращаются в Китай, в семьи предприимчивых соотечественников туристов.